Главная Статьи и Интервью Барак Обама подписал закон о реформе финансовой системы

Барак Обама подписал закон о реформе финансовой системы

Барак Хусейн ОбамаВ конце июля 2010 г. президент США Барак Обама подписал закон о самом радикальном со времен Великой депрессии 1930-х гг. реформировании американской финансовой системы. Главной целью закона «Додда-Фрэнка», является не допустить повторения финансового кризиса, разразившегося в США два года назад и охватившего весь мир. Одним из главных положений закона является финансовая защита потребителей. Для этих целей будет создано независимое агентство внутри Федеральной резервной системы, которое в частности, займется вопросами ипотеки, играющей ключевую роль в функционировании американской экономики. Налогоплательщикам больше не придется платить за ошибки Уолл-стрит, заверил Обама.

Закон, закрепляющий институциональную реформу финансового регулирования, предусматривает, во-первых, вывод непрозрачной части финансового сектора из тени и прямые запреты на спасение банков за счет средств налогоплательщиков, а, во-вторых, ряд мер по защите потребителей финансовых продуктов и услуг от недобросовестных финансистов.

Может ли и наш президент, по примеру Обамы, заявить нечто подобное своим налогоплательщикам? К сожалению, нет. В России спасение одного среднего банка в кризис обходилось дороже, чем восстановление Саяно-Шушенской ГЭС, и сейчас государство продолжает тратиться на спасение финансовых институтов, которые к системообразующим никак не отнесешь (например, «Межпромбанк»).

Три кита Додда-Фрэнка

Закон Додда-Фрэнка учреждает три новых института: Совет по контролю финансовой стабильности (межведомственный орган), Агентство по защите потребителей финуслуг (независимый орган при Федеральной резервной системе, ФРС) и Инвестиционный консультативный комитет по защите прав инвесторов (при Комиссии по ценным бумагам и биржам, SEC).

1.Совет по контролю финансовой стабильности вправе давать рекомендации ФРС по регулированию системообразующих институтов и требованиям к ним по достаточности капитала, ликвидности и рисками. Теоретически, для крупного банка остаются лазейки для спасения за счет налогоплательщиков – но только если его крах может нанести ущерб финансовой стабильности США, и за это проголосуют две трети членов Совета. Однако предотвратить подобные ситуации должна специальная команда экспертов при Минфине, которая займется выявлением и анализом системных рисков для информирования Совета, а также «похоронные» планы банков. Эти планы будут показывать, каким образом банк будет рассчитываться по обязательствам при потере устойчивости или его ликвидации. Регулятор может ограничить банк в операциях, если сочтет план неприемлемым.

2. Агентство защиты потребителей финуслуг регулирует деятельность банков и кредитных союзов с активами свыше $10 млрд., а также всех связанных с ними компаний, включая сборщиков долгов. В компетенции агентства – обеспечение потребителей информацией о банковских продуктах и обучение финансовой грамотности, защита потребителей от скрытых комиссий, противоправных условий и вводящих в заблуждение методов, оперативная реакция на сообщения сомнительные сделки и финансовые схемы, в том числе поступившие по телефонной «горячей линии». Ранее американским потребителям, как и в России, приходилось обращаться в различные ведомства, единого центра не существовало.

Кроме институциональных реформ, предусматривается ряд ограничений, защищающих потребителей от безответственного кредитования банками. Например, для ипотечных заемщиков плавающие процентные ставки по кредитам ограничиваются установленным в договоре «потолком». В России такой «потолок» предусмотрен только по стандартным кредитам АИЖК, коммерческие банки по своим программам плавающие ставки не ограничивают, так что на практике они могут вырасти до 30% годовых. Есть и другие «приятные мелочи»: например, потребителям гарантирован свободный доступ к их кредитной оценке, если она негативно влияет на кредитное решение банка.

3. Инвестиционный консультативный комитет выявляет области, где у инвесторов есть значимые проблемы, и дает Комиссии по ценным бумагам рекомендации о мерах, необходимых для защиты инвесторов. Конкретные жалобы инвесторов рассматривает «омбудсмен». Пожаловаться можно и на рейтинговое агентство, и на управляющих хедж-фонда. Инвесторы могут предъявлять требования к рейтинговым агентствам в случае неудачной сделки, так как у них появляется ответственность за экспертное суждение. За плохой рейтинг SEC может лишить агентство регистрации. По закону, хедж-фонды с объемом активов свыше $100 млн. должны регистрироваться и отчитываться перед SEC. Эту информацию SEC направляет в Совет по финансовой стабильности и раз в год отчитывается перед Конгрессом о том, как эта информация были использована для защиты инвесторов. За плохой рейтинг SEC может лишить регистрации или оштрафовать.

Реформы

США, выбравшие путь институциональных реформ, не одиноки. Подобного рода преобразования финансового регулирования предприняли и другие развитые страны и развивающиеся экономики. Это укладывается в курс, взятый G20 и учрежденным в его рамках Советом по финансовой стабильности. А вот Россия остается одной из немногих стран, которые после реализации пакета антикризисных мер в острой фазе кризиса не стали анонсировать комплексную институциональную реформу в сфере финансового регулирования. (31.07.10)

 
© 2009 - 2016 'Банки мира'.  Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.