Главная Статьи и Интервью Какие банки Европы лучше

Какие банки Европы лучше обслуживают клиентов из России

Выбрать банк для больших вложений довольно сложно. Банки предоставляющие сервис по обслуживанию состоятельных клиентов (private banking или wealth management, т.е. управление частным капиталом) очень закрыты. Получить информацию о тарифах не являясь клиентом, практически невозможно. Все эти факторы побудили немецкое издательство Fuchsbriefe в 2000 году начать ежегодные исследования рынка банковских услуг для состоятельных клиентов в ряде стран Европы.

В 2009 году исследование было посвящено деньгам из России. Целью анализа было выявить банки наиболее удобные для клиентов из России. По традиции для оценки был использован метод «тайного покупателя». Был разработан довольно увлекательный сценарий. Клиентом банка должен был стать молодой человек из Германии — внебрачный сын бизнесмена из России.

По легенде, этот бизнесмен в 1980-е годы служил офицером в ГДР. У него был роман с немкой, и у них родился сын. После вывода войск из Германии офицер вернулся на родину, занялся бизнесом и сумел создать состояние, которое сегодня оценивается в 100 млн. евро. Спустя 25 лет отец решил возобновить отношения с сыном и передать ему свой бизнес, но сначала проверить его деловые качества. Имя отца не должно было раскрываться до момента принятия им решения о выборе банка.

Роль представителя бизнесмена сыграл управляющий директор кельнской консалтинговой компании Just Group Михаил Хайтин, который по просьбе Forbes рассказал, как велась эта работа. В начале 2009 года он разослал письма в 117 банков и попросил провести для сына (его роль исполняли девять молодых людей) первичную консультацию, а также разработать стратегию по управлению капиталом в соответствии с пожеланиями отца. Бизнесмен собирался перевести сыну в Европу €12–15 млн. из России или Кипра. На эти деньги банк должен был купить сыну небольшую компанию, где он мог бы заниматься бизнесом. Часть средств должна была пойти на инвестиции на финансовых рынках. Неприкосновенный запас в €2–3 млн. должен был приносить в среднем 5% годовых после вычета всех комиссионных и налогов. Потери инвестиционного портфеля в самые критические моменты не должны превышать 15%. От банка требовалось следить за расходами сына и контролировать его деятельность на посту управляющего компании.

По окончании консультации молодые люди, игравшие сына, отвечали на десятки вопросов, а Хайтин получал от банкиров варианты стратегий, которые несколько раз уточнялись. В конечном итоге предложения банкиров отправлялись на суд аналитиков Private Banking Pruefinstanz, а стресс-тесты инвестиционного портфеля (тесты на устойчивость при сильном падении рынка) проводили специалисты Deutsche Boerse. Из 117 банков до этого этапа дошли 66, которые и были ранжированы по количеству набранных балов. Первая десятка представлена в таблице.

Банки оценивались по трем параметрам. Главный параметр — качество предложенной стратегии управления капиталом (за счет него банк мог набрать 50 баллов из ста). Важно также качество консультаций (максимум 35 баллов). Оставшиеся 15 баллов банк мог заработать за счет своей открытости. Под ней подразумевалось желание предоставить клиенту информацию о себе, своих финансовых показателях, принципах формирования тарифов за обслуживание и т. д.

Хайтин говорит, что был поражен разницей в качестве услуг банкиров. Принцип индивидуального подхода к решению вопросов клиента в private banking декларируют все, но не все его придерживаются. В каких-то банках консультанты действительно умеют поставить себя на место клиента, полностью погрузиться в ситуацию и предложить оптимальное решение его задач. В других же только имитируют индивидуальный подход, а на деле предлагают стандартные решения и стараются продать как можно больше своих готовых продуктов.

Но в целом окончательные результаты исследования совпали с первоначальным впечатлением Хайтина: те банки, которые понравились ему с первого взгляда, обычно по всем показателям оказывались впереди.

Чтобы занять высокое место, банк должен был всего лишь добросовестно поработать над своими предложениями. Швейцарский Julius Baer (первое место в рейтинге), например, предложил отцу купить предприятие на свое имя, а сына сделать наемным управляющим с зарплатой €4000 в месяц.

По наблюдениям Хайтина, крупным клиентам из России лучше иметь дело с небольшими банками — здесь и атмосфера приятнее, и консультанты лучше. В списке топ-10 присутствует только один по-настоящему крупный и всемирно известный банк — Credit Suisse. Его конкурент UBS представлен в рейтинге лишь люксембургским офисом (29-е место). Немецкие гиганты Commerzbank и Deutsche Bank, соответственно, на 26-м и 50-м месте.

best-banks

Источник: forbesrussia.ru, февраль 2010 г.

 
© 2009 - 2016 'Банки мира'.  Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.